МБОУ "Большеулуйская СОШ"
село Большой Улуй, Большеулуйский район, Красноярский край
  • О школе

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеулуйская средняя общеобразовательная школа»

    История школы

    Обучение в Большом Улуе началось примерно с 60-х годов XlX в. Учились тогда подворно, по очереди в каждом доме. Первым неофициальным учителем был политический ссыльный Меркурий Кудряшов. Питался он подворно и получал за каждого ученика конечную плату. Первая церковно-приходская школа построена примерно в 70-х годах XlX в. По воспоминаниям учеников школы Белошапкина Степана Степаныча и Колтышева Ильи Яковлевича, в 1894 году в школе работал учитель Шефер Пётр Петрович. Сохранились имена следующих за ним учителей: Сидор Степанович, Евдокия Галактионовна, Степанида Михайловна, Валентина Степановна. 

    Первая церковно-приходская школа стояла на краю села (там, где в настоящее время находится центр села) и была огорожена вместе с церковью изгородью. За изгородью шумел сосновый бор, люди брали в нём грибы и ягоды. Срок обучения был трёхгодичный, учились тогда с 1 октября по 1 мая в связи с полевыми работами. В одном кабинете у одного учителя училось сразу несколько классов. Уже в 1894г. в селе работало 2 учителя. В школе ученики этого времени сами носили дрова, воду. Экзамены сдавали в городе Ачинске, где давали свидетельство, написанное позолоченными буквами с подписью трёх экзаменаторов и печатью комиссии.

    За три года ученики успевали затвердить печатный и письменный алфавит, освоить начальные правила чтения и письма и начальную арифметику, включившую четыре арифметических действия над целыми числами. Причём, буквы алфавита зубрились в течение целого года, а зубрёжка происходила так: учитель показывал а, ученики хором выкрикивали аз, учитель-б, ученики-буки, учитель-в, ученики-веди, учитель-г, ученики - глаголь, учитель-д, ученики-добро и т.д. Обучались в те времена только мальчики, девочек в школе не было.

    В 1907 г. в церковно-приходской школе работал учитель Илья Александрович Журавлёв. А с 1908 г.  в школе работали: сын местного псаломщика Павел Евдокимович Попов и Павел Александрович Гобов. Попов П.Е. был глубоко образованным человеком, окончил духовную академию, но отказался от духовной деятельности.

    Ученики церковно-приходской школы Белошапкин Степан Степанович, Апорен Алексеевич Баженов, Фёдор Осипович Житков, окончившие церковно-приходскую школу в 1898г. и Колтышев Илья Яковлевич окончивший в 1910г. рассказывают, что все азбучные истины вколачивались ученикам указкой, находившейся всё время в руках учителя. Эта указка представляла собой деревянную четырёхугольную палку внушительной длины, служившую и указкой и линейкой. Указкой учитель щедро награждал своих учеников и за опоздания, и за поворот головы в сторону. Ученики обычно ставились на горох, на мел, на гальку на камни по команде «Смирно».

    Революция 1905г. эхом откликнулась и в нашем селе. Политические ссыльные, находившиеся в с.Б-Улуй не сидели, сложа руки. Они разъясняли «надёжным» людям о событиях в центре страны. При волости был организован кружок под руководством студента Томского университета Константина Андреевича Попова. В 1906г. в кружке разучивались революционные песни. Но писарь волости предупредил Белошапкина о том что, о деятельности кружка узнали в Ачинской жандармерии и до приезда жандармов вся революционная литература была уничтожена. После обыска проведённого у учителей и учеников деятельность кружка была прекращена.

    С 1913г. занятия проводились в здании в центре села, построенном для сборни – собрания. В 1915г. началось строительство нового здания нардома, которое закончилось в 1917 году и после Великой Октябрьской Социалистической революции было отдано для школы. В 1928г. раскорчевав бор восточнее здания народного дома, построили новую сельскую школу, называемую Ш.К.М., так как в ней сначала учились подростки из деревень района-сироты гражданской войны. Первым директором ШКМ был Малых Владимир Петрович, честный, добрый человек, по профессии агроном, который всю свою жизнь отдал детям. В 1933 году Ачинским РОНО было принято постановление о награждении Малых Владимира Петровича 15м. мануфактуры, грамотой и путёвкой на курорт. В дороге он простудился и тяжело заболел, по дороге в больницу г. Ачинска он скончался. Об этом человеке осталась живая память - огромный тополь на территории школы, который Владимир Петрович посадил вместе с учащимися в 1934 году.

    Учились в этой школе самые сильные духом, волевые дети-подростки. В 1938 году школа стала средней. Учащиеся старших классов учились в «новом» здании, а начальная школа в других зданиях. Восьмой класс был очень большой, около 40 человек, но в 1941 году школу окончили лишь 12 учащихся. Много хороших людей воспитали учителя нашей школы за 39 лет. Большая половина жителей Большого Улуя училась с первого класса и вышла в жизни из стен этого скромного здания. Внимательно всмотрись в эти фотографии, и ты многое поймёшь. Ты поймёшь, что жизнь не всегда была такой, какая сейчас у те6я. Ученики, смотрящие на тебя в своей серенькой одежде, считали школу святой. Многие бывшие ученики нашей школы, работающие в школе учителями, когда-то они тоже, как и вы сидели за партой и учили уроки. 

    В 1971 году была открыта средняя школа по улице Щетинкина №5, директором которой стал Затворницкий И.Ф. Каким вырастет новое поколение, каким будет наше завтра - во многом зависит от учителя. Ведь именно он осуществляет связь времён, он – звено в цепи поколений. Учили грамоте, умению видеть красоту окружающего мира , трудолюбию и любви к Родине, учили быть чуткими и внимательными к людям старейшие учителя: Ашлапова М.М., Кожевникова Е.П., Дербушева Е.В., Железко Т.П., Максимова К.П., Рассказчикова А.Ф., Подобедова Л.А., Любкина И.П., Буряченкова В.А., Смердин С.К., Дорофеевы Б.С. и Н.Ф., Трифоновы Е.И. и К.М., Комлевы Ф.Т. и А.Я., Затворницкие И.Ф. и М.И., Беляков А.А., Савостина Н.Ф.,Железко В.П., Шарпан Н.В.,Цветкова Г.С., Рудковская М.И., Машнюк Т.И., Новичкова Л.Н., Сафронова Н.И., Макарова Ю.И., Проничева Э.П., 

    Сельский учитель! Есть на свете другая профессия, в которой личность человека, его характер, убеждения, умение общаться с людьми приобретали бы такое решающее значение, как в этой профессии! Какой запас, знаний, умений, мастерства нужно иметь сельскому учителю! Любовь, доверие приходит лишь к тем кто любит детей, кто терпелив и добр, кто сердце отдаёт детям. Более 30 лет трудились и трудятся в школе: Безъязыкова.Н.Ф., супруги Магдеевы, Пряхина М.В., Толдонова Г.Б., Силина Т.П., Шумилова А.И., Панкова Т.С., Пургин В.В., Идут по планете хорошие люди. И, может быть, тем уж, они хороши, что труд свой как в песню, им хочется всюду. Вложить хоть частицу своей души. За последнее время очень изменилась материальная база школы. Появился компьютерный класс, что способствует улучшению школьного процесса. Многие учителя прошли курсы по овладению компьютером и используют его в своей работе. Заметно обновилась учебная мебель, похорошела школа, стала краше, уютнее. В школу стали возвращаться бывшие выпускники, молодые специалисты - Султанович М.М., Борисов Ю.В.,Барков Ю.С., Борисова (Гюльдзядан) А.З., Стала доброй традицией система переподготовки учительских кадров. Ежегодно повышают своё мастерство на факультетех и курсах в г.Красноярске, Ачинске и Большом Улуе. Оценка деятельность учителя определяется конечным результатом. В 1999 году наша школа во главе с директором Королёвой Е.И была победителем Всероссийского конкурса «Школа года». Пед. коллектив, учителя и ученики стали постоянными участниками районных, краевых, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. С 1995 г. проводится районный конкурс «Учитель года», первым победителем Которого стал Дедюк В.А., а в краевом конкурсе «Учитель года» - Тимченко Н.М., которой было присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». В 1997-1999 г. окончили Российско-Британский Университет и получили Сертификат менеджеров образование 5 руководителей школ и среди них - Баркова Т.А., и Ерашова Т.Н., В последние 5 лет в учебные планы школы введены новые предметы: экология, история Красноярского края, художественная культура Красноярского края и другие. Это способствуетразвитию кругозора школьников. Имена многих школьников стали известными за пределами района и края. Так стипендиатами губернатора края стали Ольга Стифаненко и Татьяна Шамшудинова.

    Много хороших и заслуженных людей вышло из стен школы. По разным уголкам страны разлетелись её воспитанники. Это и врач Комлев А.Ф., живущий в Москве, Дорофеев Е.Б., военный, подполковник. живущий в Москве, Сорокин П.П., кандидат физико - математических наук, преподаватель Красноярской школы космонавтики, Скрипачёв В.В., кандидат технических наук. Врачами, учителями, юристами, лётчиками, геологами,экономистами гордиться наша школа.

    Образование и формы обучения

    Программа развития

    Цель:

    Сформировать целевую позицию (профессиональную,
    личностную, духовную зрелость) педагогического коллектива и отдельного
    педагога на основе его профессионально-личностного развития.


    Задачи:
    1. Повышение качества образования обучающихся школы во
    взаимосвязи с повышением уровня продуктивности педагогической
    деятельности педагогов;
    2. Формирование коллективный и индивидуальных целей
    педагогического коллектива;
    3. Внедрение передовых педагогических технологий;
    4. Готовность педагогического коллектива к следующему этапу
    профессионального развития.

    Документы

    • Все документы
    • Основные документы
    • Локальные нормативные акты

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie